Спецпитание в самолете
Философский вопрос "Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?" в пути, как правило, решается в пользу под завязку набитого желудка. А чем еще, собственно, заняться в дороге? Мучительные сборы, регистрация и посадка наконец-то позади, теперь можно и расслабиться.
В поезде никто и ничто не мешает вам сразу же достать из сумки заветный бутербродик или курицу, неизменную спутницу плацкартного вагона. В самолете же придется терпеливо ждать, пока улыбчивые стюардессы предложат вам подкрепиться. А знаете ли вы, что у вас есть полное право требовать к себе особого подхода?
Каков агент - таков и обед
Блиц-опрос в Шереметьево-2 показал, что большинство соотечественников даже не подозревает о том, что все зарубежные и некоторые российские авиакомпании на регулярных рейсах готовы предоставить пассажиру специальное питание. И оно - внимание! - уже входит в стоимость билета, никаких дополнительных наценок тут быть не может. Просто при покупке билета надо уточнить, какие именно у вас вкусовые пристрастия. Вернее, об этом у вас должен поинтересоваться агент. Сделал он это или нет - показатель его квалификации.
В проездном документе, если вы все-таки выбрали себе на обед нечто особенное, должна стоять соответствующая отметка. Учтите также, что заказы на спецпитание принимаются не менее чем за сутки до вылета, иногда даже за 48 часов (зависит от конкретной компании и вида питания). Соответственно, не пытайтесь попросить карту меню у стюардессы, если, конечно, не хотите, чтобы с ее лица исчезла лучезарная улыбка.
Аппетитная теория
Вообще бортовое спецпитание насчитывает несколько десятков видов и делится на несколько групп: медицинское, вегетарианское, детское и, условно говоря, экзотическое. У каждого вида есть свой код, утвержденный Международной ассоциацией воздушного транспорта (IАТА).
Наиболее многочисленна первая группа - медицинская. Помимо привычной диабетической кухни, существуют еще различные вариации (с высоким содержанием волокна, без лактозы и т. д.), подчас просто сложнейшие. Скажем, для тех, кто страдает почечной или печеночной недостаточностью, предусмотрена особая низкобелковая диета. Или, к примеру, под кодом SPML значится питание для людей, имеющих какую-либо пищевую аллергию. Это меню составляется под конкретный запрос пассажира.
Как минимум четыре разновидности насчитывает вегетарианская авиакухня: строгая, молочная, без содержания молока и азиатская. К продуктам, включаемым в это меню и требующим тщательной проверки, специалисты относят выпечку (а вдруг она приготовлена с добавлением животных жиров?), маргарин (не содержится ли в нем сыворотка, а также животные или рыбные масла?) и супы (важно, чтобы они не были приготовлены на курином или мясном бульоне).
Немало хлопот у авиакулинаров и с религиозным питанием. Взять хотя бы кошерное (еще есть индусское и мусульманское). Приготовление кошерной пищи по правилам должно проходить под пристальным вниманием раввина. Но поскольку таких сотрудников в цехах бортпитания обычно не держат, поступившие заказы многие фабрики предпочитают направлять в Израиль, где с раввинами проблем нет. Это удобно еще и потому, что, помимо присмотра раввина за приготовлением кошерной еды, требуется соблюдение других условностей, например: порция должна быть упакована в непроницаемую пленку, на которую раввин ставит свою пломбу, и перед тем, как обед на борту самолета разогреют, пассажир должен проверить, что пломба и упаковка не повреждены.
Особый раздел бортового питания - детское меню. Тут важно не столько содержание, сколько форма. Блюда должны быть занимательными, поскольку это, как указано в одной методичке, "часть жизненного опыта ребенка, который он приобретает во время полета". В Air France, к примеру, детское питание называется "Голубая планета", и вместе с едой ребенок обязательно получает игрушку. Младенческая же еда (это уже другая категория) представляет собой различные виды красиво оформленных овощного и фруктового пюре и йогуртов.
И, наконец, последняя группа - экзотика. К ней относят обед из морепродуктов, фруктовую кухню с полноценной закуской, горячим и десертом, а также восточное питание - блюда китайской и японской кухни.
Приземленная практика
Только не надо теперь тоном, не приемлющим возражения, требовать при бронировании билета обед, допустим, под кодом LSML - без добавления соли. Ваш заказ могут не принять - все зависит от финансовых возможностей авиакомпании и ее договоренностей с цехом бортпитания.
Так, если "Аэрофлот", согласно заявлениям пресс-центра, готов порадовать взыскательного клиента 40 спецпредложениями, на практике клиенту предлагают куда более короткий перечень. Корреспонденту "Чук&Гек", бронировавшему билет как частное лицо, предложили выбрать из 3 видов меню. Он выбрал, о чем сильно пожалел. Соседи по ряду вместе с бортпроводниками долго недоумевали, почему же китайский ланч представляет собой ополовиненную стандартную порцию.
А/к "Сибирь" пока ввела, помимо обычной, только вегетарианскую, детскую и кошерную (на рейсах из Тель-Авива) кухню, а "Крас Эйр" предлагает сейчас лишь вегетарианское и кошерное спецпитание. Правда, компании уверяют, что в ближайшем будущем ситуация изменится:
путь к сердцу пассажира лежит через его желудок.
Производителя на сцену!
Цеха, занимающиеся кэтерингом - производством бортового питания, базируются в аэропортах и работают с "прописанными" там авиакомпаниями. Клиентура крупнейшего в России производителя, шереметьевского "Аэромара" - 17 российских и 37 зарубежных компаний. "Домодедово Эр Сервис" обслуживает "Трансаэро", "Ист Лайн", "Домодедовские авиалинии" и более мелких перевозчиков. "Внуково-Еврест" сотрудничает с "Сибирью", "Внуковскими" и "Грузинскими авиалиниями" и т. д.
В отличие от обычных столовых и ресторанов, цеха, специализирующиеся на кэтеринге, - настоящие фабрики, занимающие значительные площади и оборудованные по последнему слову техники. Здесь особенно тщательно следят за соблюдением стерильности. Возможно, поэтому широкой общественности неизвестно ни одного случая отравления на борту самолета.
Фабрики всячески подчеркивают свою готовность работать с различными видами спецпитания, устраивают презентации собственных разработок и принимают пожелания авиакомпаний. Однако исследования спроса на спецпитание никто не проводит. В "Домодедово Эр Сервис" заметили, что на презентациях интерес неизменно вызывает диабетическая и вегетарианская кухня, а также питание с низким содержанием клейковины. В "Аэромаре" припомнили, что чаще заказы поступают на индусские или вегетарианские обеды. Хотя раз на раз не приходится. На то оно и спецпитание, чтобы быть штучной работой.
Заказывая специальное меню, имейте в виду, что его стоимость должна укладываться в ту же сумму, что и стандартное, - около 4 долларов (ведь с пассажира лишних денег не берут). И если в салоне все довольствуются скромным бизнес-ланчем, вам вряд ли подадут изысканный диабетический обед: все будет дешево и сердито, может быть, даже дешевле и сердитей, чем у соседей.
Cведения о специальном питании, которое вы можете заказать при покупке билетов на самолеты следующих авиакомпаний:
- AJT:детское (для детей 1 - 5 лет) питание, вегетарианское;
- British Аirways:детское питание, вегетарианское меню различного типа, мусульманское, кошерное, индийское, легкое меню (фрукты, овощи, зелень), диабетическое питание;
- Delta Air Lines:азиатская кухня, бессолевая диета, вегетарианское, детское питание, диабетическое, кошерное, морское, мягкая пища, мусульманское, низкокалорийное, продукты с пониженным содержанием протеина, холестерина, лактозы, пуринов, фруктовое меню, хинди;
- EAST LINE:детское, вегетарианское, диетическое, мусульманское;
- Континентальные авиалинии:вегетарианское, диетическое, мусульманское
- Аэрофлот:азиатская кухня, вегетарианское, детское питание, диабетическое, младенческое, морепродукты, мусульманское, низкокалорийное, с высоким содержанием клетчатки, без клейковины, с низким содержанием соли, пуринов, хинди.
- Кроме стандартного и специального питания пассажиры на рейсах некоторых авиакомпаний могут заказать все, что их душе угодно (в разумных пределах), но уже за дополнительную плату. Такая практика существует, например, в компаниях AJT, Континентальные авиалинии.
- Существуют три класса комфортности авиаперелета: эконом-, бизнес- и первый, но такое деление, как показывает практика, не догма. В DELTA Air Lines, например, только два класса - эконом- и бизнес-элит. Столько же классов комфортности в Континентальных авиалиниях и AJT. Питание эконом-класса должно быть недорогим и качественным. Поэтому практически все авиакомпании используют недорогие продукты. Как правило, предлагается выбор из двух горячих блюд. В бизнес-классе у пассажиров есть возможность выбирать уже из трех горячих блюд. А в первом классе меню еще более разнообразное, причем обслуживание пассажиров первого класса максимально приближено к ресторанному варианту: сначала подается закуска, потом - горячее, затем - десерт. Что касается спиртного, то на рейсах российских компаний - Аэрофлота, Континентальных авиалиний, AJT - оно подается только в бизнес и первом классе. Правда, Континентальные авиалинии предлагают пассажирам эконом-класса на выбор вино или пиво во время рейса на Стамбул. Delta Air Lines и British Airways, как и другие зарубежные авиаперевозчики, предлагают спиртные напитки всем пассажирам без исключения. Но есть и свои нюансы. Например, Delta Air Lines предлагает пассажирам первого класса карту вин и специальное курортное меню ( рацион для стройных ), в котором упор сделан на овощи и фрукты. Кроме того, на борту имеется также закусочная самообслуживания, где пассажиры могут подкрепиться во время полета. На дальних рейсах British Airways в самолетах устанавливаются специальные буфеты, в которых пассажиры любого класса могут перекусить в течение всего полета. Предлагаются печенье, крекеры, орешки, шоколад. Буфет постоянно обновляется, и там никогда не бывает пусто. Причем цена билета от этого не меняется: такова политика компании. В целом же подход авиакомпании к организации питания в салонах различных классов практически одинаков. Чем дороже стоит билет, тем больше у пассажиров выбор блюд и изысканнее меню.
Сергей Соболев